КУЛЬТУРА ИСПАНИИ  

Почти 800-летнее мавританское присутствие способствовало раннему развитию высокой культуры Иберийского полуострова. С Востока, начиная с 711 г., в отсталую Европу начали поступать новые технологии и ценные знания. Арабы ввели ноль в систему чисел, изобрели хирургические инструменты, усовершенствовали орошение. Изумительная по красоте Кордовская мечеть (Мескита) была построена во времена правления династии Омейядов (785-1009). В XI в. власть в мавританской Испании переходит к династии Альмоха-дов, берберов-мусульман из Северной Африки (Марокко). К этому времени относится применение в строительстве фигурной кирпичной кладки, образцом чего является роскошная башня Хм-рольоа в Севилье. Блестящий дворцовый ансабль Алъгомбра в Гранаде свидетельствует об утонченном образе жизни Насридов, династия которых покинула Гранаду последней в 1492 г.Культурные достижения Андалусии огромны. Ее выгодное стратегическое положение, судоходный на большом протяжении Гвадалквивир, рудные месторождения и плодородие почв побуждали многие народы селиться здесь и развивать свою культуру. Искусство, литература, праздники и музыка образовали совершенно своеобразное, исторически сложившееся единство.
Мавританские традиции еще и сегодня просматриваются в городской архитектуре и декоративном искусстве, а также в музыке. Сильное арабское влияние чувствуется в саете - песенной форме фламенко, которая сопровождает процессию во время Святой недели. Андалусские фламенко и севильяны до сих пор вдохновляют поп-группы и певческие дуэты всего мира, работающие в жанре "а ля хитана» (от ucn. - «цыган»). Андалусское барокко с его роскошными постройками определяет облик многих городов и, более того, проникло в жизненный уклад андалусцев, в красочные народные празднества и процессии.

Мавританская культура
Самобытное развитие культуры и искусства в эпоху мавританского владычества полнее всего отразилось в трех архитектурных шедеврах. Кордовская мечеть (Mezquita) представляет государство Омейядов (756-1031), ее начали строить в 785 г. Принято сравнивать молитвенный зал мечети с каменным лесом: колонны -стволы деревьев, а двойные арки - переплетающиеся ветки. Высота колонн не более трех метров, но она искусственно увеличена системой полосатых двухъярусных подковообразных арок. Для того времени это было совершенно оригинальное архитектурное решение. Великолепная мозаика вокруг молитвенной ниши-михраба (965) указывает на участие в строительстве византийских ремесленников. Через мосарабов (так называли христиан, живших в мавританском государстве), разнообразная техника и декоративные мотивы в архитектуре и изобразительном искусстве проникли на христианский Север, так же как и прекрасные миниатюры из слоновой кости и драгоценных металлов. Важнейшим наследием Альмохадов является Хирольда в Севилье - роскошный минарет большой Пятничной мечети XII в. В гранадской Алъгамбре, дворце Насридов, как ни в каком другом месте, нега и утонченность мавританского образа жизни нашли совершенное архитектурное воплощение. Творения искусных мавританских мастеров: резной стук, изразцовые панели, потолки из ценных древесных пород, инкрустированные перламутром и другими материалами, - производят впечатление «земного рая». Магия Альгамбры настолько сильна, что даже христианский король Педро I приказал по ее образцу построить для своей резиденции Алькасар в Севилье.
Несмотря на отсутствие каких-либо официальных запретов, исламские художники избегают создавать изображение человека, считая это вмешательством в волю Творца. Эти представления вызвали к жизни появление арабесок - тончайших узоров на плоскости с фантастическим многообразием мотивов.
Покрывая несущие строительные конструкции арабесками, мавританские архитекторы добивались ощущения невесомости. Взгляд безуспешно пытается проследить причудливую вязь растительного орнамента и уходит в бесконечность. Арабески - это не простая игра с формами, но и погружение в трансцендентность.
Андалусская архитектура немыслима без красочных асулехос (глазурованные изразцы), пришедших в Испанию вместе с маврами. Они украшают стены и служат для оформления внутренних двориков и садовых ансамблей.

Андалусское барокко
Пышное андалусское барокко возникло в эпоху хозяйственного упадка и кричащей нищеты. В отличие от строгого ренессанса, вычурная барочная архитектура нашла родственный отклик в душе народа. Архитектурное и художественное оформление капеллы в Больнице милосердия в Севилье дает представление о барочной антитезе между глубочайшей набожностью, соединенной с пониманием бренности всего сущего, и неуемной страстью к самовыражению. Эта противоположность составляет главный принцип андалусского барокко. Почитание Святой Девы и христианских святых, любовь к картинам, церковное великолепие - все это священники использовали в борьбе с Реформацией и для утверждения королевско-като личеекой власти.
Богатая орнаментовка зданий достигла своей вершины в стиле чурригергско (направление в строительстве, названное по фамилии архитекторов Чурригера), когда несущие конструкции маскировались чрезмерным количеством украшений. На андалусской земле трудились многие выдающиеся архитекторы. Создателями главных фасадов кафедральных соборов были Алонсо Кано (в Гранаде) и Лопес де Рохас (в Хаэне). Леонардо Фигероа считается архитектором «подлинной Севильи». Он автор здания приюта для старых священников «Hospital de los Venerables» в еврейском квартале Санта Крус (Barrio de Santa Cruz) и дворца Сан Тельмо. Франсиско Уртадо Искьердо, участвовавший в строительстве картезианского монастыря в Гранаде, предпочитал полихромные композиции из полудрагоценных камней, мрамора и гипса. Скульпторы Андалусии, такие, как Педро Рольдан или Педро де Менас, создали непревзойденные образы святых. Благодаря совершенству скульптур Мартинеса Монтанеса он был удостоен даже прозвища «бога деревянной скульптуры".
В Андалусии творили важнейшие представители испанской барочной живописи. Автор множества вариантов картины «Непорочная Дева» Б.Э.Мурильо (1618-1682) родился в Севилье и достойно представлен в ее Музее изящных искусств. Здесь имеются также картины современника Мурильо Хуана де Вальдеса Леаля, который недавно пережил второе рождение после выставки его полотен в мадридском музее Прадо, К главным представителям «севильской школы» относятся также «церковный художник» Сурбаран и Диего Веласкес, придворный художник Филиппа IV, прославившийся на весь мир как «живописец истины".
Искусство мудехаров
Мудехарами называли мусульман, оставшихся жить в покоренных христианами областях и сохранивших свою религию, обычаи и традиции.
В результате возник синтетический стиль, в котором слились элементы мавританского, готического, а впоследствии и ренессансного искусства.
В стиле мудехар использовались конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная арка, своды, образующие в плане восьмиконечную звезду, деревянные потолки с инкрустацией, резной гипсовый орнамент, цветные изразцы.

Дон Кихоте и другие герои

Самым известным литературным npоизведением, описывающим реконкисту, является созданная неизвестным автором эпическая поэма “Песнь о моем Сиде” (ок. 1140 г.), рассказывающая о подвигах Родриго Диаса де Бивара, более известного как Сид (от араб. “сиди”) - повелитель. Классики испанского театра родоначальники “золотого века” литературы - Феликс Лопе де Вега и Педро Кальдерон де ла Барка известны русскому читателю и зрителю по блестящим постановкам на русской сцене; Тирсо де Молина создал в литературе образ Дон Жуана. Таким же бессмертным стал рыцарь Печальною образа Дон Кихот Ламанческий Мигеля де Сервантеса. В конце XIX в. разочаровавшееся в политике “поколение 98-го” встало перед задачей духовного обновления Испании. К этому движению примкнули Мигель де Унамуно и Рамон Мария дель Валье-Инклан. В 1927 г. сформировалась группа молодых авангардистов, вошедших в историю литературы как “Группа 27-го”. Её самым знаменитым членом был поэт и драматург Федерико Гарсия Лорка; цикл стихотворений “Цыганские романсеро” и драмы “Иерма” и “Кровавая свадьба” тесными узами связаны с его родной Андалусией. Гарсия Лорка был убит около Гранады франкистами. В 1989 г. Нобелевскую премию получил Камило Хосе Села, роман которого “Улей” (1943) переведен на русский язык. Роман “Особые приметы” Хуана Гойтисоло, который возглавил поколение испанских писателей 50-х гг., как и все его произведения, имеет четкую общественную позицию. Один из самых значительных писателей Мигель Делибес, его знаменитый роман “Святые безгрешные” (1981) также переведен на русский язык. Широко популярны сегодня Кармен Мартин Гаите (род. 1925 г.; литературная премия Испании 1994 г. и Мануэль Васкес Монтальбан (род. 1939 г.; литературная премия 1995 г.) - его роман “Одиночество менеджера”, герой которого частный детектив Пепе Корвальо известен и за пределами Испании.

“Золотым” веком называют эру испанского господства в Старом и Новом свете. Золотом и серебром Южной Америки оплачивались не только войны и бюрократия, но и невероятная роскошь храмов. Национальным стилем испанского Возрождения, своего рода предшественником барокко стал стиль платереско. Как и серебряные ювелирные изделия (плата - поисп. серебро), платереско отличается обилием тончайших орнаментов, что можно видеть, например, в Саламанке (фасад университета) и Бургосе (главный алтарь собора). Филипп II, непримиримый враг реформации, приказал построить для себя в центре Испании, у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама, монастырь-дворец Эскориал. Строгий, лишенный каких-либо украшений, стиль здания архитектора Хуана де Эрреры, названный по его имени эрререско, становится определяющим в испанской архитектуре до конца XVII в. Характерными чертами барокко XVII-XVIII вв. являются украшенные орнаментом колонны, причудливые лепные украшения, театрально расставленные статуи (соборы Гранады, Мурсии; дворец Маркес-де-Дос-Агуас в Валенсии). Собственно стиль испанского позднего барокко - чурригереско, перенасыщенный роскошной орнаментикой, создали архитектор X. Б. Чурригера и его братья.
Золотой век испанской живописи представлен именами Хосе де Риберы, Франсиско Сурбарана, Б. Э. Мурильо и Д. Веласкеса, который уже в молодые годы стал придворным художником Филиппа IV; его знаменитые картины “Лас Менинас” или “Фрейлины”, “Сдача Бреды”, “Пряхи” портреты королевских шутов находятся в мадридском музее Прадо.


ГОТИКА

В северных королевствах полуострова после того, как христиане вернули себе власть, искусство испытывало французское влияние. От тех времен сохранились великолепные романские церкви вдоль пути к гробу св. Иакова и в Каталонии. С XIII в. началось строительство монументальных готических соборов (Леон, Бургос, Толедо).
В конце XV в. готика нашла свое чисто испанское продолжение в так называемом исабелино, архитектурном стиле, использующем как готические элементы, так и мухедарскую орнаментику. В живописи кумирами художников XV и XVI вв. были итальянские и нидерландские мастера. Глубокой религиозностью и какой-то мистической таинственностью проникнуты картины в манере тенебросо. Таковы полотна Франсиско Рибальты (1555-1652) и художников его круга. Доменико Теото-копулос, уроженец Крита, прозванный Эль Греко, с помощью светоносной живописи и одухотворенных трагичных образов создал новую оригинальную форму художественных изображении.


От Гойи до Гауди

Политические и социальные потрясения XVIII и XIX вв. отразились в творчестве Франсиско Гойи, например, его “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года”, а также серия “Бедствия войны”. Вызывающие страх “черные картины”, созданные незадолго до смерти мастера, - не только выражение его собственного отчаяния, но и свидетельство политического хаоса того времени. В тот же период отмечается все большая тенденция обращения к классицизму (напр., в архитектуре - Королевский дворец в Мадриде) и историзму, связанная прежде всего с застоем культурной жизни. В начале XX в. во всей Испании приобретает популярность стиль модерн, особенно каталонский вариант европейского модерна, восторженно встреченный крупной буржуазией. В противовес консервативно-классической архитектуре выдающийся представитель модерна Антони Гауди стремился в своих постройках соответствовать природе и потребностям человека (например, Дом Мила, Храм Святого Семейства в Барселоне).


Пикассо

Наиболее значительным мастером художественного авангарда XX в. считается уроженец Малаги Пабло Пикассо (1881- 1973). В различные периоды своего творчества избранные им темы он сумел изобразить с необыкновенной динамикой и жизненной силой. Одним из ключевых произведений гениального художника стала “Герника” (1937). В которой передан ужас ночной бомбардировки маленького баскского города Герники, разрушенного немецкими фашистами. Каталонец Ж. Миро создал на основе кубизма свой самобытный поэтический мир красок и символов. Сюрреалист С. Дали прославился как мастер иллюзорного изображения. Еще один каталонец А. Тапиес (род. в 1923 г.) со своими “материальными” картинами относится к наиболее значительным представителям абстракционизма. Уроженец Сан-Сейастьяна Э. Чильида (род. в 1924 г.) создает скульптурные фигуры из металла. О творческом потенциале молодого поколения свидетельствуют в частности постмодернистские сооружения архитекторов Рикарда Бофила (Барселона), Сантьяго Калатравы (Севилья, Валенсия) и Рафаэля Монео (Мадрид). Дизайнер и художник Хавьер Марискаль (Барселона) создал эмблему Олимпиады-92.


В начало сайта
Испания
e-mail

Hosted by uCoz